Спецслужбы
29.05.2017

Святая троица Фридман, Авен и Хан

Святая троица Фридман, Авен и Хан

  • Михаил Фридман (слева) и Петр Авен. Фото Getty images
Владельцы "Альфа групп" судятся за статьи с "оргиями Трампа" и "русской мафией"
Владельцы «Альфа-Групп» Михаил Фридман, Петр Авен и Герман Хан подали в суд на издание BuzzFeed за публикацию документа, содержащего анализ отношений Дональда Трампа и России, сообщает Associated Press.

Иск подан в суд Манхэттена, истцы не уточнили ущерб, который они понесли, ответчики — само издание, его главный редактор Бен Смит, корреспондент и двое редакторов.

[РБК, 27.05.2017, "Владельцы Альфа-банка подали в суд на BuzzFeed за «досье» на Трампа": Ответчиками выступают главный редактор американского издания Бен Смит, репортеры Кен Бенсингер и журналисты Мириам Элдер и Марк Скус. [...]

В иске совладельцев Альфа-банка указывается, что ресурс опубликовал клеветническую информацию и допустил в материале множество ошибок, в частности​ неправильно написал название «Альфа-Групп» — врезка К.ру]

[newsru.com, 11.01.2017, "CNN сообщил о возможном наличии компромата на Трампа у российских спецслужб": Buzzfeed обращает внимание, что ряд утверждений из досье при этом легко опровергается, а само оно содержит явные ошибки. Например, во всех записях компанию Alfa Group называют "Alpha Group" — врезка К.ру]

Представитель издания Мэтт Митеннхол посчитал, что, поскольку опубликованные BuzzFeed данные являются предметом расследования, информация, несомненно, представляет общественный интерес. Сам иск он назвал попыткой запугать издание.

Поводом для иска стала январская публикация BuzzFeed, содержащая также доклад, подготовленный бывшим агентом британской разведки. В документе, помимо всего прочего, говорилось, что Фридман, Авен и Хан давали Путину советы по внешней политике, а у «Альфа-Групп» был компромат на Путина, касающийся его деловой активности в 1990-х.

Утверждалось, что Олег Говорун — действующий начальник Управления президента по социально-экономическому сотрудничеству со странами СНГ, а в 1990-е — замначальника управления «Альфа-банка» по взаимодействию с органами государственной безопасности — приносил Владимиру Путину наличные деньги.

Также утверждалось, что у ФСБ шантажировала компроматом Трампа, который на момент публикации доклада уже выиграл выборы президента США, но еще не вступил в должност. Упоминался, в частности, якобы имевший место эпизод с проститутками в московском отеле Ritz Cartlton, которых Трамп попросил помочиться на кровать, на которой спали 44-й президент США Барак Обама и его супруга Мишель.

BuzzFeed признавала, что многие опубликованные сведения не проверены и, предположительно, в принципе непроверяемы. Трамп назвал изложенные данные «фальшивыми новостями», а Путин сказал, что «те, кто заказывает подобные фальшивки против господина Трампа, фабрикует и использует в политической борьбе — хуже, чем проститутки, у них нет никаких моральных ограничений».

["Ъ", 27.05.2017, "Российские банкиры подали в суд на BuzzFeed за включение их имен в «досье» на Трампа": Напомним, компрометирующий Дональда Трампа доклад бывшего сотрудника британской разведки был опубликован на сайте BuzzFeed 12 января. Вскоре, по словам президента США, американская разведка признала эту информацию ложной. После публикации технический эксперт из России Алексей Губарев подал в суд на портал BuzzFeed за упоминание его имени в материале. Позже газета Politico сообщила, что BuzzFeed принес Алексею Губареву извинения — врезка К.ру]

["Ъ", 10.03.2017, "CNN: ФБР расследует возможную связь между компьютерами Альфа-банка и Trump Organization": Источники сообщили CNN, что ведется совместное расследование ФБР и программистов, касающееся возможной связи между компьютерами бывшей компании Дональда Трампа Trump Organization и российским Альфа-банком. Взаимодействие компьютерных серверов сочли «подозрительным», однако Федеральному бюро расследований предстоит большая работа, так как пока не удалось установить, была ли связь «значительной». Подозрительная активность между серверами была замечена летом прошлого года. В ФБР и Белом доме эту информацию не прокомментировали.

В Альфа-банке отказались комментировать информацию CNN, сославшись на пресс-релиз от 1 ноября 2016 года, в котором банк отрицает какие-либо связи с Дональдом Трампом — врезка К.ру]

["Ъ", 17.03.2017, "Альфа-банк отрицает связь с Trump Organization": В пресс-службе Альфа-банка сообщили, что кредитная организация не связана с Trump Organization. В банке заявили, что ложное впечатление об этом спровоцировали попытки кибератак на серверы учреждения.

«Альфа-банк подтвердил, что он обратился в правоохранительные органы США за содействием в обнаружении лиц, стоящих за попытками кибератак на его серверы, вследствие которых возникло ложное впечатление о том, что Альфа-банк взаимодействует с компанией Trump Organization. Банк в свою очередь предложил учреждениям США свое полное содействие в данном вопросе»,— говорится в пресс-релизе.

Кредитная организация подтвердила информацию о том, что за последние недели было совершено три попытки атаковать серверы банка. Хакеры подавали многочисленные DNS-запросы на сервер компании Trump Organization так, как будто они исходили от Альфа-банка. В результате DNS-ответы от сервера Трампа ошибочно возвращались в Альфа-банк и вызывали срабатывание автоматизированной системы безопасности 18 февраля, а также 11 и 13 марта. В пресс-релизе указано, что Альфа-банк привлек к расследованию атак фирму Stroz Friedberg, которая находится в США и специализируется на компьютерной криминалистике.

Ранее к расследованию подключилось ФБР. Спецслужба заподозрила Дональда Трампа в финансовых связях с Альфа-банком еще летом, во время президентской гонки. Американские СМИ сообщали, что компьютерный сервер российской кредитной организации неоднократно устанавливал соединение с сервером Trump Organization. Российский банк переслал почти 3 тыс. сообщений на электронную почту фирмы. ФБР в течение нескольких недель изучало переписку и пришло к выводу, что это была спам-атака — врезка К.ру]

****

"Михаил Фридман, к сожалению, прав"

"Ведомости" извинились перед миллиардером за публикацию о "русской мафии"

Газета «Ведомости» опубликовала опровержение сведений, указанных в статье издания «Почему испанский проект Михаила Фридмана оказался замешан в деле о „русской мафии"».

В опровержении, опубликованном в печатном номере газеты и на сайте издания, в частности, говорится: «Редакция газеты „Ведомости", ее учредитель АО „Бизнес ньюс медиа" и автор статьи журналист Иван Васильев приносят свои извинения Михаилу Фридману за публикацию некорректных и неверных сведений о его деятельности». [...]

Публикация опровержения была условием мирового соглашения, которое заключили Фридман и «Ведомости».

Михаил Фридман 13 апреля подал иск о защите деловой репутации против «Ведомостей» за статью «Почему испанский проект Михаила Фридмана оказался замешан в деле о „русской мафии"». Фридман также написал заявление в полицию о клевете против автора статьи Ивана Васильева.

14 апреля шеф-редактор издания Дмитрий Симаков признал, что при подготовке статьи, ставшей причиной обращения Фридмана в суд, по вине сотрудников редакции была допущена ошибка.

[rns.online, 14.04.2017, "Шеф-редактор "Ведомостей" признал "человеческую ошибку" при подготовке текста о Фридмане": При подготовке статьи «Ведомостей» о Михаиле Фридмане, ставшей поводом к подаче судебного иска против газеты, была допущена «человеческая ошибка», принципы работы издания остаются неизменными, сообщил RNS шеф-редактор «Ведомостей» Дмитрий Симаков.

«Михаил Фридман, к сожалению, прав — за комментариями по статье мы обратились не по адресу. Это вопиющая ошибка произошла по вине нескольких сотрудников редакции. Ни о каком влиянии извне речи не идет. Из этой ошибки нельзя делать вывод о том, что стандарты газеты "Ведомости" изменились. "Ведомости" по-прежнему будут следовать самым высоким стандартам журналистики и предоставлять слово всем участникам событий», — сообщил RNS Симаков.

При подготовке текста в феврале газета передавала адресованные Михаилу Фридману вопросы через гендиректора ЗАО «Темафон» и ЗАО «Тематика» Сергея Горбунцова, сообщали «Ведомости». Обе эти компании до 2009 года контролировались через кипрскую M.I.P.R структурами партнера Фридмана Ваги Енгибаряна и Vimpelcom. Затем они были переданы в нидерландскую Zed+ вместе с активами испанского холдинга Zed Worldwide семьи Перес Долсет. На этапе подготовки статьи об активах Фридмана Горбунцов заявлял «Ведомостям», что передавал вопросы российским совладельцам компаний, но те, по его словам, отказались от комментариев.

«Случилась человеческая ошибка, и не сработали системы защиты. Нам в первую очередь нужно подумать о том, как отладить систему защиты таким образом, чтобы такие ошибки не происходили в дальнейшем. Мне бы не хотелось сейчас говорить о конкретных санкциях в отношении сотрудников, по вине которых произошла эта ошибка», — заявил RNS Симаков. — врезка К.ру]

Сторонам удалось уладить спор во внесудебном порядке и 24 мая утвердить мировое соглашение.

Источник: meduza.io, 29.05.2017

****

Опровержение "Ведомостей"

27.02.2017 в газете «Ведомости» № 34 (4269) была опубликована статья «Звонок из Испании. Как испанский проект Михаила Фридмана оказался замешан в деле о «русской мафии». После выхода статьи Михаил Фридман обратился в правоохранительные органы с заявлением о допущенной автором статьи клевете, иском о защите деловой репутации и требованием об опубликовании опровержения отдельных изложенных в данной статье сведений, а затем предоставил редакции свою позицию в форме официального заявления.

В нем Михаил Фридман указал, что информация о его причастности к деятельности «русской мафии» не соответствует действительности и грубо порочит его честь, достоинство и деловую репутацию как добропорядочного бизнесмена и законопослушного гражданина Российской Федерации. «Сведения о том, что мне подконтрольны ЗАО «Темафон», ЗАО «Тематика», компании Gelvaser и Bombalia, через которые я якобы владею долями в Zed+, и о том, что я имел какое-то отношение к назначению Петера Вакки в качестве внешнего управляющего Zed+, не соответствуют действительности, — сказано в заявлении Фридмана. — Со всей ответственностью заявляю, что у меня нет совместного бизнеса с Хавьером Пересом Долсетом и к компании Zed+ я не имею никакого отношения». Поэтому подпись под фотографией о том, что аэропорт Мадрида был блокирован испанским спецназом из-за спора Михаила Фридмана с Хавьером Пересом Долсетом, абсолютно неверна, указывает Фридман.

Обсудив возникшую ситуацию с представителями Михаила Фридмана, редакция, ее учредитель АО «Бизнес ньюс медиа» и автор статьи — журналист Иван Васильев пришли к выводу о внесудебном урегулировании спора и опубликовании опровержения следующего содержания:

«Редакция газеты «Ведомости», ее учредитель АО «Бизнес ньюс медиа» и автор статьи журналист Иван Васильев признают не соответствующими действительности следующие сведения, опубликованные 27.02.2017 в газете «Ведомости» № 34 (4269) в статье «Звонок из Испании. Как испанский проект Михаила Фридмана оказался замешан в деле о «русской мафии»:

— «Как испанский проект Михаила Фридмана оказался замешан в деле о «русской мафии», «Звонок из Испании. Российским инвесторам сейчас непросто вести бизнес в Европе: корпоративный конфликт структур Михаила Фридмана с испанским бизнесменом легко перерос в дело о «русской мафии»;

— «Из-за спора между миллиардерами Хавьером Пересом Долсетом (на фото слева) и Михаилом Фридманом (справа) испанскому спецназу пришлось блокировать аэропорт Мадрида»;

— «Откуда в этой интернациональной истории «русский след»? Компания Zed+ была учреждена в Нидерландах в 2012 г. для объединения активов крупного производителя контента, испанского холдинга Zed Worldwide, принадлежащего семье Перес Долсет, и контент-провайдеров «Вымпелкома» (работает под брендом «Билайн») — ЗАО «Темафон» и ЗАО «Тематика», подконтрольных крупнейшему совладельцу сотового оператора Михаилу Фридману <...>»;

— «В октябре 2014 г. компания перестала обслуживать долги. Структуры Фридмана <...> через которые они владеют долями в Zed+, — Gelvaser и Bombalia — в 2014 г. обратились в Торговую палату суда Амстердама с просьбой провести независимый аудит Zed+ с момента ее учреждения в 2012 г. и назначить внешнего управляющего».

Редакция «Ведомостей» и автор, в свою очередь, не утверждали и не намеревались утверждать о связи Михаила Фридмана с «русской мафией» либо обвинять его в совершении каких-либо преступлений, нечестном или неэтичном поведении. Редакция лишь излагала сведения, изложенные в публикациях испанских СМИ, и сожалеет о том, что у читателя могло возникнуть негативное впечатление о деятельности Михаила Фридмана как о связанной с нарушением законодательства, неэтичным поведением и недобросовестностью.

Редакция газеты «Ведомости», ее учредитель АО «Бизнес ньюс медиа» и автор статьи журналист Иван Васильев приносят свои извинения Михаилу Фридману за публикацию некорректных и неверных сведений о его деятельности, а также в связи с тем, что он был лишен возможности прокомментировать готовящуюся статью, так как свои вопросы автор статьи направлял лицу, которое не уполномочено представлять интересы Михаила Фридмана.

Источник: "Ведомости", 29.05.2017