Политика
19.06.2013

Медийный сексот Евгений Пригожин

Медийный сексот Евгений Пригожин
  • Евгений Пригожин. Фото «Ъ»
Кормилец Путина заслал шпиона в «Новую Газету», попутно сделав контрольную закупку в Forbes
“Разновекторность” ресторатора Евгения Пригожина не может не поражать: он же и бывший заключенный, и соавтор легендарной «Анатомии протеста»,‎ и хозяин ряда ресторанов, размещенных в зданиях высших органов государственной власти, и одновременно с тем он же обеспечивает питанием почти половину российских воинских частей. Еда для срочников, надо сказать, не идет ни в какое сравнение со столами, накрываемыми «Конкордом» для Путина и качество этой еды не раз становилось предметом скандалов. Однако издания, поднимающие эту тему в последнее время сплошь и рядом становятся объектами провокаций, связанных с публикацией заведомо недостоверных рекламных материалов. Публикации в подконтрольных Пригожину медиа в свою очередь играют на руку сторонникам ограничения свободы СМИ в органах государственной власти.

Как сообщает «Новая газета», рейтинг «продажных» СМИ составляет сейчас малоизвестная петербургская «Газета о газетах» («ГоГ»). В попытках доказать продажность «Новой», Forbes, «АиФ», «КП», «МК» и других установленные лица потратили миллионы рублей. Изъездили десятки тысяч километров — от Урала до берегов Аравийского полуострова. Задействовали шпионов и арабов, бизнесменов и депутатов, настоящих и подставных…

Итог — серия искусственно спровоцированных публичных нападок на «АиФ», Forbes, «Новую», Дмитрия Быкова, Юлию Латынину, Алексея Венедиктова, Дмитрия Муратова… Обещают продолжение. Кто старается? Для кого и для чего? Журналистское расследование проливает свет на аказчиков этихпровокаций, их стратегические и тактические цели.

Мечта араба

17 января 2013 года на электронный ящик петербургской редакции «Новой газеты» прилетело письмо из Объединенных Арабских Эмиратов. Автор — Инасс Кузменко, жена и помощник бизнесмена из ОАЭ Хатем Рифаата Мохаммеда, рассказывала: Мохаммед — владелец сети ресторанов в Абу-Даби и Дубае. Давно мечтал о своем ресторане в России. В 2009 году в Петербурге познакомился с предпринимателем Владимиром Бортовым и выступил компаньоном в строительстве ресторана, которое тот вел.

«Когда ресторан уже был готов к открытию, — писала Инасс, — возникли проблемы. Группа горожан стала выступать против… Нам позвонил человек от Владимира и сказал, что ресторан не дают открыть, нужны еще деньги, чтобы решить вопрос в правительстве города… Мы готовы были перечислять в банк, но Бортовой настаивал на наличных деньгах… Мохаммед платил тремя частями: 300, 300 и 260 тыс. долларов. А потом еще 120 тыс. долларов для всяких чиновников. Кому и сколько отдавал Владимир — сказать не могу… Все вопросы решал Бортовой. Нам обещали, что с нас только деньги, все остальное сделают они…»

Потом, если верить Инасс, Бортовой пропал:

«На звонки не отвечал. Нам позвонил человек от него и сказал, что ничего не получается… Но они выполнили все условия, поэтому деньги нам возвращать никто не будет. И даже сказали, что обращаться в суд бесполезно… Сейчас для Мохаммеда — это уже не вопрос денег, а вопрос его репутации. Открытие ресторана — не просто незавершенный бизнес-проект, задета гордость… Будем благодарны, если Вы назначите встречу, чтобы мы могли обсудить пути решения проблемы и оговорить условия. Мы готовы приехать в Россию… Инасс: +971 50 400 5560» (Запомните телефон).

«Поторопитесь с выходом»

На встречу жена и помощница приехала, но без документов, и не смогла ответить на вопросы. Прислала и то, и другое по почте, объяснив: «Мы были так уверены, что все делается законно и правильно, что не очень внимательно относились к бумагам».

Инасс уверяла: ее муж лишился 1 млн долларов, репутации и мечты.

Что могло утешить арабов?

Публичная «казнь» Владимира Бортового в СМИ. Говорили, что даже готовы платить деньги за статью о нем — и в петербургском выпуске «Новой», и в других изданиях. Мы усомнились: а были ли 1 млн инвестиций, арабская мечта да и сам Мохаммед?..

В марте Инасс вдруг прислала вести переговоры своего брата из Москвы — Андрея Михайлова. Он просил поторопиться: «Напишите статью побыстрее, время идет, а мы еще ничего не сделали».

Мы и поторопились — выяснить, кто же так торопит нас?

Пока мы разбирались с этой странной историей, больше похожей на провокацию, выяснилось, что нечто подобное произошло сразу с несколькими СМИ, причем все эти неприятные истории, по странному совпадению, разведала и живописала «Газета о газетах». Еще в октябре 2012 года «ГоГ» представила новую рубрику — «Честная журналистика», как декларировалось, с целью «информировать о заказных и лживых статьях, размещенных в любых российских СМИ». А уже через месяц случился первый инцидент…

Не хило на бахилах

28 ноября в «АиФ. Здоровье» вышел материал о том, что исчезновение из медучреждений автоматов по продаже бахил лишает работы инвалидов, производящих их на базе реабилитационного комплекса «Контакт». А уже 29 ноября на сайте «ГоГ» повисла статья «Разоблачение журналиста крупнейшей газеты» (в бумажной версии текст назывался «Цена журналистской совести»). «ГоГ» обвинила журналистов «АиФ» в том, что они «берут взятки за публикации, не утруждая себя проверкой фактов в проплаченных статьях». По мнению «ГоГ», «АиФ» опубликовал заказной материал, не убедившись в достоверности информации. «ГоГ» настаивала: на самом деле «Контакт» не имеет собственного производства, занимается перепродажей бахил и пытается спекулировать на теме инвалидов, лишаемых дохода, для защиты собственного бизнеса. К тексту на сайте «ГоГ» прикрепили видеозапись оплаты статьи представителями «Контакта» и скан расписки о получении денег.

В редакции «АиФ» «разоблачение» «Газеты о газетах» назвали провокацией: «Материал опубликован на правах рекламы, что подтверждается документами и, естественно, оплатой. Только у «ГоГ» она почему-то превратилась во взятку».

«Внимание! Снимаю!»

В марте 2013 года «ГоГ» выдала новое «расследование».

Некто Сергей Соловьев (на фото), в роли предпринимателя и кандидата в депутаты Качканарской городской думы, пригласил дать благотворительный концерт для избирателей в Качканаре и Нижней Туре (города в Свердловской области с населением 22 и 40 тысяч человек) писателя и журналиста Дмитрия Быкова.

В ходе переговоров директор Быкова — на удивление Соловьева, а за ним «ГоГ» — попросил гонорар. По условиям официально заключенного договора, для жителей выступление гостя было бесплатным, а бизнесмену и политику стоило 500 тысяч рублей.

Через несколько дней после концерта «ГоГ» выложила на сайте видео и фотографии творческого вечера, афиши с Быковым, расписку его директора о получении аванса и обличительный материал. Из него и выяснилось, что Сергей Соловьев — вовсе не житель Свердловской области и никакой не кандидат. Возможно — предприниматель, но скорее — провокатор. Единственная цель которого — не выборы (да и не было их в Качканаре), а любым путем всучить полмиллиона Дмитрию Быкову, включив предварительно камеру.

Цитируем письмо, которое Соловьев якобы прислал в редакцию «ГоГ» 23 февраля (концерт состоялся 22 февраля): «Поспорили с друзьями на ящик виски, что за деньги в нашей стране можно купить любого, и особенно журналюгу… Кандидата на розыгрыш выбирали долго… Вспомнили о Быкове… Не буду подробно рассказывать обо всей подготовке, могу сказать одно: всё, что я планировал, получилось… Всё, правда! Я сам до конца не верю… За два часа чтения пасквилей — пол-лимона… Я, конечно, всё это снимал и фотографировал. Надо же доказательства представить. А потом мне так обидно стало: вот таким, как они, люди и верят. На концерты их ходят, газеты читают…»

Я не я и...

Следующей атаке подвергся Forbes.

Всё тот же петербургский бизнесмен, «кандидат» в свердловские депутаты Сергей Соловьев в майском номере журнала (вышел 18 апреля) выкупил две страницы. В интервью под заголовком «Портрет современного политика» рисовал себя хозяином мини-империи по строительству частных домов и коттеджей, благотворителем, устроителем детских городков и площадок, состоятельным человеком…

А 23 мая СМИ огорошили: оказывается, еще месяц назад Соловьев обратился в суд с иском к Forbes. Претензия истца: герой публикации — не он. С журналистами не общался. Фото украдены с его страницы «ВКонтакте». Интервью — вымысел, сломавший ему жизнь: ушла жена с двумя детьми, отвернулись коллеги и начальство.

В сюжетах на НТВ и сайте «ГоГ» Соловьев (уже как коммерческий директор петербургского ООО «Инфотекс») сокрушался: он узнал о публикации в журнале аккурат в свой день рождения — 22 апреля — от супруги. Та потребовала от мужа объяснений. Как указал истец, обвинила его в многолетней лжи, ведении двойной жизни, укрывательстве миллиардных доходов от семьи и подала на развод.

Visual LightBox Gallery

События развивались стремительно, судя по документам, выложенным Соловьевыми в Сеть: иск, заявления, письма, фото. 23 апреля в 16.49 жена по e-mail уведомила мужа о разводе. Переслала заявление о расторжении брака. Оплатила госпошлину. Иск в Останкинский суд Москвы (по месту нахождения Forbes), в котором Сергей пишет о семейной драме, тоже подан 23 апреля. Все пошлины оплачены тем же днем. Крест на 15-летней совместной жизни супруги поставили шустро. От ответчика истец потребовал опровержения и компенсации морального вреда — 5 млн рублей.

«Аксель Шпрингер Раша» (российский издатель Forbes) заявил: «Интервью Сергея Соловьева напечатано в качестве рекламы с соответствующей пометкой. Заказчик — ООО «Региональный центр». Текст и фотографии предоставлены рекламодателем. При этом, — отметили в «Аксель Шпрингер Раша», — клиенты просили опубликовать материал без пометки «На правах рекламы».

— Никакого интервью в помине не было, — прокомментировала главный редактор Forbes Елизавета Осетинская. — Какие-то люди купили разворот текстовой рекламы. А потом подали на журнал в суд, требуя 5 млн рублей и доказывая, что интервью не было. Редакция здесь вообще ни при чем. Очевидно, что цель всех этих действий только в том, чтобы снимать подобные сюжеты. Называется этот прием у органов безопасности — «понижение уровня дискуссии». Смотрите, они и деньги берут, и лажу публикуют. Старо, как КГБ.

Из ответа издателей журнала "Форбс" редактору "Газеты о газетах" Майоровой: "Указанное рекламное размещение было осуществлено в полном соответствии с требованиями действующего законодательства и при полном оформлении всех необходимых документов.

Кроме того, у нас есть подозрения о причастности Вашего издания к спланированной кампании, связанной с указанной рекламной публикацией и направленной на дискредитацию нашего журнала:

Вся переписка с сотрудником нашего рекламного отдела относительно данной рекламной публикации, а также предоставление текстовых и фото материалов, осуществлялось с электронного адреса Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. от имени генерального директора рекламного агентства «Кентер Медиа» Полины (на самом деле директора агентства зовут Еленой - Руспрес) Григорьевой. Как выяснилось позднее, данный электронный адрес присутствовал в выходных данных Вашего издания в качестве контакта Вашей рекламной службы, что позволяет сделать вывод об аффилированности Вашего издания и заказчиков указанной выше кампании.

Некоторые СМИ также указывают на Вашу возможную причастность и взаимосвязь с организаторами кампании против нашего журнала."

Портрет современного провокатора

Едва запахло скандалом — объявился его режиссер, но вряд ли автор сценария.

В конце мая Соловьев получил письмо от того, кто сделал его подпольным миллиардером: «Во всех ваших неприятностях виноват я. Розыгрыш с депутатством и публикации — моя работа. Готов всё объяснить». Подпись — Андрей Михайлов.Статус Михайлова прояснить не удалось. Сам себя он называет «бывшим пиарщиком», а сейчас – «фрилансером». В течение нескольких лет Андрей Михайлов был в равных долях с супругой соучредителем двух ООО «Кентер» и одного «МК Кентер» (ныне ликвидированных). Но сейчас он категорически отрицает свою причастность к компании «Кентер», договаривавшейся о размещении в Forbes на правах рекламы интервью с Соловьевым. Напомним, заказчиком публикации выступало рекламное агентство «Кентер Медиа», используя для переписки электронный адрес: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. . Этот же адрес указывался в pdf-версии «Газеты о газетах» как контакт для рекламодателей (в настоящее время удален). В «Кентер Медиа» объясняют это техническим сбоем, отрицая связь с «ГоГ».

Не прочь исповедоваться Михайлов оказался и прессе. Охотно признался: «Да, это сделал я, на спор о продажности СМИ». По версии Михайлова (цитаты из интервью на ТВ): «Случайный выбор пал на Сергея Соловьева, потому что у него «ВКонтакте» выложены неплохие фотки — взял, разместил… После статьи в Forbes пошел по списку: от Калининграда до Владивостока еще около 40 СМИ это интервью разместили… Кто выступал в Нижней Туре? Просто нашел человека, очень похожего на Сергея Соловьева, и вывел его на сцену…»

Андрей как-то забывает о том, что отдал Forbes — по договору — 540 тысяч рублей, не взятку — а плату за рекламу. Как и остальным.

Наверное, для Михайлова новость — Закон «О рекламе». А зря не знает: «заведомо ложная реклама не допустима» (ст. 9), «ответственность за содержание рекламы несет рекламодатель» (ст. 30). И еще: ст. 31 определяет меры ответственности за нарушение закона. Если Соловьев и впрямь дойдет до суда, у Михайлова будет шанс ознакомиться с ними. А может, нет. Поскольку к Михайлову Соловьев — без претензий. Почему?

Украл фотки. А украл ли? Михайлов (на фото) твердит, что присмотрел фото Соловьева «ВКонтакте» и выбрал его «жертвой» еще в феврале — накануне концерта Быкова. Между тем все свои фотографии в соцсеть Соловьев выложил только 5 апреля 2013 года (дата зафиксирована). В редакции Forbes утверждают: рекламный отдел сдал финальный макет майского номера 4 апреля. После этого никакие изменения в содержание не вносились. Фотографии были представлены в высоком разрешении.

Так выдал Михайлов реального Соловьева (примерного семьянина, менеджера среднего звена) за другого человека (мифического политика и бизнесмена) — или нет? «Новая газета» располагает документами, согласно которым в феврале из Петербурга в Екатеринбург Соловьев и Михайлов летали вместе. Если Андрей нашел человека, похожего на Сергея, то вплоть до совпадения паспортных данных.

Один испортил жизнь второму? Не факт. Они общаются и переписываются, не утаил в разговоре с «Новой» 17 июня сам Сергей.

Андрею же, легко выкидывающему миллионы «на спор», не портят настроение даже кредиторы под дверью. По данным Федеральной службы судебных приставов, Михайлов имеет крупные долги перед банками: АКБ «Авангард» (задолженность — 80 тысяч рублей), Райффайзенбанк (521 тыс. руб.), МТС-Банк (8 млн 178 тыс. руб.). Только в апреле—мае 2013 года судебные приставы возбудили в отношении этого заемщика четыре исполнительных производства и наложили арест на имущество семьи Михайловых.

Последний штрих к портрету: в Андрее мы с первого взгляда узнали того самого брата арабской гостьи, примчавшегося из Москвы, хотя и прописанного в Питере. Даже автомобиль тот же — «Тойота Ленд Крузер», на котором сейчас приезжает на встречи с журналистами Михайлов, в редакцию «Новой» привозил и Инасс.

Возвращаясь к неотомщенным гостям из жарких стран.

Да простит нас Мохаммед: мы не спасли его репутацию. Своя — дороже. А «люди с улицы» к нам уже приходили. Совсем недавно. Незадолго до арабов. Только Андрей Михайлов был тогда не «братом Инасс», а «другом Маши»…

Маша Хари

В начале лета 2012 в редакцию попал документ из «Конкорда». На распечатанной странице сайта «Новой газеты» старательно подчеркнуто объявление о приеме на работу в нашу дирекцию и фамилия сотрудника, которому расписывался документ, – почерком, схожим с рукой Пригожина. Стало понятно, что в редакцию готовится внедрение агента.

И действительно, в московскую редакцию «Новой газеты» на работу попросилась Мария Х. Молодая, обаятельная, привлекательная, неглупая девица с порога заявила, что ей очень нравится «Новая» и так хочется тут работать, что она согласна поначалу делать это бесплатно. Такие энтузиасты с двумя высшими образованиями (актерским и журналистским) встречаются нечасто. Но девушка и впрямь долго трудилась без денег. В штат ее взяли лишь в декабре, с испытательным сроком. Поскольку к тому моменту раскусили…

Довольствие Маши и проживание в столице обеспечивал Евгений Пригожин. В редакцию попали документы, свидетельствующие, что Мария — сотрудница PR-отдела «Конкорда», засланная шпионом в редакцию для поиска компромата. «Новая газета» — спецзадание девушки, ради выполнения которого ее рекрутировали из петербургского филиала ООО «Конкорд» в столицу. Задачи: установление доверительных отношений и связей, сбор и передача информации, фото- и видеосъемка и т.п. Тесен мир, а «Конкорд» — еще теснее. Одним из кураторов Машиной шпионской практики, судя по информации с SIM-карт, оказался все тот же Андрей Михайлов.

Мария не обнаружила в «Новой» ни вашингтонского обкома, ни денег МОССАДа.

У Маши Х. обнаружился список журналистов «Новой», интересующих кремлевского шеф-повара больше прочих. Это — авторы текстов о съемках «Анатомии протеста», о школьном и армейском питании, за которое ругают «Конкорд», и др.

Знакомство с конкордовской Матой Хари пролило свет на особенности внутренней бухгалтерии и кадровой работы структур, имеющих то или иное отношение к «Конкорду» и Пригожину. Деньги по бухгалтерии, задания, инструкции Мария получала в «Конкорде». В то же время в трудовой книжке девушки значилось: менеджер отдела продаж петербургской фирмы ООО «Принципиум» (издание журналов и периодических публикаций). Именно из «Принципиума» Машу в Москву и командировали.

Все — свои

Генеральный директор и один из трех учредителей ООО «Принципиум» — Мария Майорова (именно она оставила запись в трудовой книжке нашей Маши). Однако основная работа Майоровой с июня 2012 года — цветной еженедельник и сайт «Газета о газетах». Мария Майорова — ее единственный учредитель и главный редактор.

«ГоГ» выходит раз в неделю. Издается тиражом 60 тысяч экземпляров, и он растет. Распространяется бесплатно. Что недешево. 32-летняя выпускница политехнического университета Майорова — не финансовый магнат. Кто за спиной? Откуда деньги? Реклама?

С рекламой в малоизвестной и не раскрученной «ГоГ» очень трудно и скудно. Тут она – неслучайная. Вся — своя. Уже полгода на сайте висят всего два баннера. И это, кстати, та ниточка, за которую мы потянули и распутали весь клубок…

Что изначально позволило нам связать Инасс, ее мужа Мохаммеда, брата Андрея Михайлова, «Газету о газетах» Марии Майоровой (на фото) и ее подчиненную в ООО «Принципиум» Марию Х., PR-отдел компании «Конкорд» и его агента — ту же самую Машу? Мелочь. Деталь. Рекламное объявление, на которое мы наткнулись на сайте «ГоГ»: «VIP Concierge». Незабываемый отдых в Абу-Даби и Дубае. Для резерваций: +971 50 400 5560». Именно этот номер телефона (смотрите выше) оставила нам для связи загадочная Инасс…

Что за баннеры на сайте «ГоГ»? «VIP Concierge» (Инасс Кузменко и Андрей Михайлов) и ООО «Алемана Лайф» (учредители — Мария Майорова (50%) и Надежда Васильева (50%), она же — директор по рекламе в «ГоГ»). Также в «ГоГ» рекламируются две фирмы Андрея Михайлова: компания «Кентер» и ООО «ЛЕ ДРОЙТ». Представительство «Кентер» в ОАЭ имеет те же контакты, что и «VIP Concierge».

То, что Инасс и Андрей — «близкие родственники», они нам сказали сами. Однако Майорова и Михайлов — тоже друг другу не чужие люди. Помимо общих бизнес-интересов их связывают частые совместные поездки по маршруту Петербург — Москва и обратно. С 2011 года Андрей более 80 раз прокатился из столицы в столицу, из них 12 раз — вместе с Марией. Последние путешествия Михайловым и Майоровой совершались: 24.04.2013, 21.04.2013, 30.01.2013, 18.01.2013, 11.01.2013, 03.01.2013, 27.12.2012, 12.12.2012…

Разоблачить и закрыть

Странная компания наматывает расстояния, проматывает деньги, тратит время — на что? Свои задачи, свои цели. Но какие?

— Понижение уровня дискуссии, — развивают мысль Елизаветы Осетинской коллеги. — Смотрите: в марте Forbes публикует серьезное расследование о бизнесе Евгения Пригожина, в апреле Forbes получает ответ. Попытка одним ударом убить двух зайцев. Кроме мести расчет на то, что читатель подумает: раз неправда о Соловьеве, то — ложь и о Пригожине. Это же касается «Новой», «МК», «КП», «АиФ»…

Подтверждения уже звучат в репортажах НТВ и на сайте «ГоГ» (цитаты): «Отсутствие профессионализма или желание заработать толкает газеты и журналы печатать материалы, в которых нет ни слова правды? И где теперь рядовому обывателю эту правду искать? Похоже, негде… На отечественном информационном поле царит полный беспредел… Так будет до тех пор, пока каждый, кто работает в журналистике, не начнет отвечать за то, что снял, написал или выложил в интернет…»

«Те поры» не за горами, если двигаться в нужном направлении. Так, видимо, считают в PR-отделе «Конкорда», документы, подготовленные которым, попали в распоряжение «Новой газеты».

Первый — отчет о «Газете о газетах» за период 30 ноября—7 декабря. В нем главным достижением издания выдается история с расследованием якобы проплаченной публикации в «АиФ» о бахилах. Документ завершается абзацем: «По прогнозу «Газета о газетах» до 01/01/13 выпустит еще два провокационных материала с разоблачением журналистов. К марту — апрелю будет являться реальной угрозой для средств массовой информации по разоблачению. Данный потенциал может быть использован с целью инициирования ужесточения закона о СМИ, а также с целью дискредитации определенных журналистов». Назначение и адресат документа неизвестны.

Второй документ (датирован началом ноября) — и есть те самые предложения по ужесточению закона о СМИ. Их цель — усиление ответственности за нарушения и упрощение процедуры закрытия издания.

Очень похоже на деловое предложение кого-то — кому-то…


****

Кто шпионит в российских СМИ

После публикации вызвавшего большое количество откликов материала о провокациях против СМИ и ряда известных журналистов, организованных людьми, связанными с «кремлевским поваром» Пригожиным и его компанией «Конкорд», произошли события, существенно изменившие ситуацию.

Стало известно, что одна из главных героинь статьи уже месяц работает в отделе рекламы «Московского комсомольца» в Санкт-Петербурге. При устройстве на новое место она подала сфальсифицированную трудовую книжку, в том числе с записью о работе в «Новой газете». Это с очень большой долей вероятности свидетельствует, что внедренный к нам «агент» продолжает выполнять задания доморощенной разведки Пригожина. Тем самым она нарушила все договоренности, которые были достигнуты с ней при увольнении из нашей газеты в марте 2013 года. Поэтому ничто больше не удерживает нас от того, чтобы раскрыть имя Маши Хари из «Конкорда» — это Мария Купрашевич (на фото).

Мы вынуждены более подробно рассказать о деталях этой шпионской истории, чтобы предупредить коллег и не допустить возможных рецидивов. Как упоминалось в статье Нины Петляновой, весной-летом 2012 года наша редакция изучала ряд попавших к нам документов «Конкорда». Нас интересовало все, что связано с подготовкой сотрудниками ведомства Пригожина материалов, использованных в скандальном псевдорасследовании «Анатомия протеста», показанном на НТВ.

Именно тогда среди разрозненных файлов, попавших к нам из разных источников, обнаружилась распечатка с сайта «Новой газеты» о приеме на работу с визой, предположительно наложенной лично Пригожиным. Зная по видеоматериалам для «Анатомии протеста», к каким методам работы с прессой он тяготеет, редакция решила провести внутреннее расследование. Проверка показала, что специально из Санкт-Петербурга, за 700 верст, для поступления в отдел рекламы на должность стажера приехала молодая женщина с двумя высшими образованиями — актерским и журналистским.

Маша выразила готовность работать первые месяцы бесплатно, так как «очень любит» «Новую газету» и солидарна с ее редакционной линией. Хотя анализ содержания ее страницы «ВКонтакте», как выяснилось позднее, категорически не соответствовал этим светлым порывам, рисуя посетителям вполне прагматичную женщину, равнодушную к политике и весьма неравнодушную к миру гламура и материальному успеху. Все лето она продолжала работать бесплатно.

Установив вдобавок ко всему и несоответствие некоторых биографических данных, мы приступили к проверке места работы, с которого энтузиастка к нам пришла. В трудовой книжке внедренного агента значилось: менеджер отдела продаж петербургской фирмы ООО «Принципиум» (именно эта запись была изъята из поддельной трудовой книжки, представленной в «МК» в Санкт-Петербурге). С этого момента «Новая» и начала изучение некого странного издания «Газеты о газетах», ее владельцев и источники финансирования.



Скан трудовой книжки. Московский вариант (с "Принципиумом")



Трудовая книжка. Питерский вариант (уже без "Принципиума")

В течение месяца к нам попали документы, свидетельствующие о том, что стажерка отдела рекламы — сотрудник отдела PR «Конкорда». В том числе - ее номер в списке корпоративных телефонов компании, тема, над которой она трудилась у Пригожина перед отправкой на задание в Москву, и смета на ее командировку к нам, составленная сотрудником «Конкорда». Началась игра.



Для начала мы настроили доступ с рабочего места Купрашевич к папкам внутренней компьютерной сети, не содержащим важной текущей информации (которая в каждой редакции измеряется терабайтами), и в автоматическом режиме начали получать информацию обо всех файлах, которые она копирует. Барышня пользовалась внешними жесткими дисками и, как мы убедились, выносила горы этой безвредной в сущности информации в своей сумочке. Вынесла столько, что на анализ впору сажать управление аналитиков.

Уже тогда мы поражались, насколько рискованными методами заставляли работать девушку курирующие ее сотрудники соответствующих служб Пригожина. Видимо, такова женская доля в истории мирового шпионажа: в немых шпионских фильмах начала ХХ века они носили в сумочках дамские револьверы с перламутровой рукояткой, сегодня — внешние диски на пару терабайт, рискуя быть задержанными с поличным.

Кроме того, агент Пригожина фотографировала помещение редакции (обычно это делают перед установкой прослушивающих устройств или закладкой сфальсифицированных улик). Ну, и выпивала на всех днях рождения, кокетничала с мальчиками и секретничала с девочками. Мужчин, она, впрочем, любила гораздо больше.

Ближе к осени стало ясно, что в отделе рекламы она звезд с неба не хватает. И тогда, дабы доказать свою нужность, она предложила заключить договор на рекламу сайта той самой «Газеты о газетах». Одним кликом читатели должны были попасть с нашей страницы на страницу голосования за самого продажного журналиста, в списке больше половины — наши авторы.

Очевидно, что выбросить под миллион рублей на такую дурь мог только очень состоятельный заказчик, у ООО «Принципиум» таких денег нет. Заказчик, видимо, очень радовался своему тайному знанию. Мы радовались его деньгам и до поры решили товарища не расстраивать.

Несмотря на комфортную обстановку, которую старались ей обеспечить сотрудники дирекции, девушка ощутимо нервничала. Признаки крайнего психологического напряжения были очевидны. Подсчитав, что на жизнь она тратит в разы больше своего скромного оклада и процентов с немногочисленных рекламных договоров, мы предложили ей облегчить душу. Состоялась конфиденциальная беседа руководства «Новой газеты» с посланницей ненавидящего журналистов господина Пригожина, на которой она полностью признала свою миссию. Изучив показанную лично Машей СМС-переписку с «центром», мы пришли к выводу, что один из кураторов операции — все тот же Андрей Михайлов, «таинственный 007».



"Мой школьный ресторан". Вот, чем Мария занималась до прихода в "Новую газету"

Под обещание редакции блюсти ее тайну, Мария Купрашевич согласилась работать «двойным агентом». Позднее она рассказала об обстоятельствах, при которых получила задание, и его деталях. В «Новую газету» ее проводил лично сам Пригожин и, судя по СМС, ее коллеги из отдела PR «Конкорда». Всего, с учетом средств на аренду квартиры в районе метро «Преображенская», Мария получала от людей «кремлевского повара» около 130 000 рублей в месяц.



Из Питера к нашей барышне периодически приезжал некто Георгий, сотрудник, курировавший ее работу (мы идентифицировали его как Бубнова Георгия Александровича, оперативника службы безопасности «Конкорда»). Он давал Маше задания в ресторанах и кафе, принимал отчеты. По нашей просьбе она добросовестно записывала эти разговоры, мы формулировали для нашей новой помощницы соответствующие ее уровню информированности темы и дезинформацию, которая могла заинтересовать службу безопасности Пригожина. Забавно было услышать от куратора оценку редакции: не будет «Новой газеты» — не будет и нашей службы. По всему выходило, что значительную часть бюджета его служба получала именно на эту шпионскую операцию.



К новому, 2013 году, снабдив спецслужбы Пригожина тоннами бесполезной информации, сфотографировав его сотрудников, записав их переговоры, мы стали уставать от шпионских игр. Пришла пора расставаться с Машей Хари, как называли ее к тому времени некоторые посвященные в дело наши сотрудники. Тем более что и испытательный срок по трудовому соглашению закончился. При расставании она уверяла, что дальнейшую жизнь посвятит другому ремеслу. А мы, зная жестокий нрав Пригожина, обещали ей при таких условиях сохранить наше сотрудничество в тайне. Хотя предупредить всех коллег о потенциальной опасности было бы нелишним.



На последней встрече с Марией ее питерский куратор обмолвился, что они (мы поняли «они» как «Конкорд») переходят к активным мероприятиям. И мероприятия не заставили себя ждать. Началась история с «Форбсом», питерской редакцией «Новой газеты» и Дмитрием Быковым. А Маша, судя по событиям, выдержав паузу всего в три месяца, вернулась к прежнему занятию.

Важнее всего для всех, без преувеличения, журналистов в этой истории все-таки не приключения Маши Хари, а роль организатора и вдохновителя операции. Развивая невинный, сугубо гражданский бизнес, стремясь просто кормить людей, господин Пригожин фактически создал и содержит структуру, которой поручил вести незаконную оперативно-розыскную деятельность — следить за журналистами, внедрять в редакции агентов, разрабатывать и осуществлять провокации. Да, была Маша. Но были и остаются люди, которые готовили ее задание, прорабатывали легенду и способы связи, помогали с документами и деньгами.

Мы не удивимся в будущем никаким провокациям и ЧП в редакциях российских СМИ. Как в зеркале, в этой истории отразилось все безумие нашей политической эпохи: повар-шпион нанял получившую в Чебоксарах актерское образование сотрудницу и посылал добытую ею политическую информацию на самый верх в надежде на новые контракты, в том числе, видимо, и с Министерством обороны.

Но раз уж этому пирожнику доверили кормить высших чиновников России и ее именитых гостей, не грех его клиентам и задуматься. Если Пригожин так любит шпионские игры, не записывают ли в его заведениях, в том числе в правительстве, беседы за столиками? Не ведут ли скрытую видеозапись? Ведь накопление информации впрок, «на будущее» — важнейший принцип работы специальных служб. И кто знает, где эти записи потом всплывут?


Источник: “Новая газета”, 28.06.2012