Шоу-бизнес
30.08.2016

Суд защитил пиратов Аркадия Воложа

Суд защитил пиратов Аркадия Воложа
  • Текст и фото "Ведомости"

    Аркадий Волож
"Эксмо" не смогло запретить ссылки на Rutracker в "Яндексе"
Мосгорсуд не принял заявление «Эксмо» о наложении предварительных обеспечительных мер на сайт «Яндекса» — www.yandex.ru за нарушение авторских прав на книги этого издательства, сообщила «Ведомостям» представитель суда Ульяна Солопова. По антипиратскому закону, действующему в России с 2015 г., правообладатели могут настаивать на предварительной блокировке ресурса на две недели до разбирательства дела по существу. Суду в этой ситуации достаточно убедиться, что на сайте действительно есть копии контента, которые правообладатель считает нелегальными.

«Эксмо» пожаловался в Мосгорсуд на то, что «Яндекс» [владелец - Аркадий Волож] публикует в поисковой выдаче ссылки на нелегальные копии четырех книг фантаста Алексея Калугина («Пустые земли», «Разорванное время», «Лабиринт», «Мир без Солнца») и тем самым нарушает права издательства на эти произведения. Эти ссылки ведут на торрент-трекер Rutracker.org, который дает возможность скачать эти книги, уточнил Максим Рябыко, руководитель Ассоциации по защите авторских прав в интернете (АЗАПИ), представляющей интересы «Эксмо» в суде. АЗАПИ отправила претензию «Яндексу» на прошлой неделе и требовала удалить ссылки в течение 48 часов, но ответа не получила. По словам Рябыко, это не первое обращение ассоциации к поисковику — аналогичные претензии отправлялись и раньше и ни разу представители поисковика не выходили на связь.

[gazeta.ru, 29.08.2016, "Эксмо" впервые подало в суд на "Яндекс" из-за пиратских ссылок": Ассоциация по защите авторских прав в интернете (АЗАПИ) подала заявление в Мосгорсуд от имени крупнейшего российского издательства «Эксмо» о блокировке ссылок, размещенных на поисковом портале «Яндекс». Об этом сообщил глава АЗАПИ Максим Рябыко.

Пока речь идет о принятии так называемых предварительных обеспечительных мер, направленных на защиту авторских прав, включающих блокировку информации. Принятие таких мер является обязательным условием для рассмотрения дела в Мосгорсуде — если соответствующее определение будет вынесено, то иск к «Яндексу» от «Эксмо» последует в течение 15 дней, уточнил Рябыко. [...]

Представители «Эксмо» впервые обращаются в Мосгорсуд после вступления в силу нового антипиратского законодательства, позволяющего блокировать сайты за пиратство. [...]

С помощью разбирательства в суде с «Яндексом» АЗАПИ рассчитывает создать прецедент по блокировке ссылок на нелегальный контент, доказав, что их выдача сама по себе нарушает закон. Если АЗАПИ удастся отстоять свою точку зрения в суде, то правообладатели получат возможность требовать от «Яндекса» удаления ссылок на свой контент еще до блокировки пиратских ресурсов — врезка К.ру]

Рябыко говорит, что цель правообладателя — не заблокировать «Яндекс», а сделать так, чтобы компания поняла, что необходимо реагировать на претензии. Как это делает Google, удаляющий ссылки на пиратские сайты, добавляет он. Правда, «Ведомости» обнаружили ссылки на книги Калугина на Rutracker.org и в поисковой выдаче Google.

["Ъ", 30.08.2016, "Яндекс" не в ответе за Rutracker": Заявитель утверждал, что при наборе в строке поиска на yandex.ru "Скачать fb2 Калугин Пустые земли", "Скачать fb2 Калугин Разорванное время" и т. д., поисковик "выдает от 8 до 10 тыс. ссылок (результатов), ведущих на сайт Rutracker.org", следует из заявления АЗАПИ. [...]

Согласно позиции АЗАПИ, "Яндекс" отвечает за поисковую выдачу ссылок, ведущих на Rutracker.org, и на основании ч. 5 ст.1253.1 ГК РФ является информационным посредником, предоставляющим возможность доступа к защищенной авторским правом информации. Кроме того, у "Яндекса" есть собственный браузер, оснащенный режимом "Турбо", с помощью которого, по данным АЗАПИ, можно получить доступ к любому запрещенному в России интернет-ресурсу, в том числе к указанным произведениям. [...]

Ссылки на Rutracker.org, которые упоминаются в этой претензии, можно найти в других поисковых системах и на других интернет-ресурсах, указывают в "Яндексе". "То есть, следуя логике АЗАПИ и "Эксмо", обеспечительные меры можно требовать в отношении любого сайта, на котором упомянута ссылка на Rutracker.org",— заявили в компании. Претензии "Эксмо" к поиску в прошлом уже рассматривались в судах. "Во всех случаях суды приняли сторону "Яндекса", признав, что поисковый сервис не распространяет информацию, а предоставляет пользователям услуги поиска данных, размещенных в интернете,— напомнили в пресс-службе "Яндекса".— Кроме того, суд подтвердил, что поисковая система не является информационным посредником и не может повлиять на доступность веб-документов в сети". Эту позицию поддерживает и Роскомнадзор, выпустивший специальное разъяснение об ответственности поисковых систем. — Врезка К.ру]

Но Мосгорсуд счел, что «Эксмо» так и не удалось доказать нарушение своих прав, говорит Солопова, ссылки, на которые жалуется издательство, ведут на Rutracker.org, который был заблокирован еще зимой. В поисковой выдаче «Яндекса» нет текстов самих спорных произведений, только ссылки на них, а поскольку Rutracker.org в России заблокирован, то «размещение какой-либо информации на указанном сайте невозможно», следует из определения Мосгорсуда. Один из крупнейших русскоязычных торрент-трекеров Rutracker.org [бенефициар - Егор Минин] был навечно заблокирован в январе после исков нескольких правообладателей, в том числе того же «Эксмо». Сейчас пользователи рунета, которые не пользуются специальным софтом для обхода блокировок, при переходе на этот ресурс видят сообщение, что соединение с сайтом не установлено, или другую аналогичную надпись.

Представитель «Яндекса» Владимир Исаев говорит, что компания ознакомилась с претензиями АЗАПИ и «Эксмо» только в прошлую пятницу. Исаев напоминает, что претензии «Эксмо» к «Яндексу» уже рассматривались в судах и они принимали сторону интернет-компании, признавая, что поисковик не распространяет информацию, а дает возможность найти данные, уже размещенные в сети. В 2011 г. «Эксмо» через суд потребовал от «Яндекса» удалить ссылки на нелегальные копии нескольких десятков книг и выплатить компенсацию 50 000 руб., суд издательству отказал.

Анастасия Голицына